Мы живем в особенное время. В жизни современного человека все больше переживаний. Человек в современном мире подвержен стрессам на работе, он должен выдерживать напор семейных проблем, помогать детям и ухаживать за родителями. И при этом - не потерять себя, реализоваться не только как профессионал и член семьи, но и как человек, гармонично сосуществуя с другими и с самим собой. Чтобы справиться с психологическими проблемами, нужно обратиться к профессионалам. Только психолог приводит в порядок не только тело, но и душу человека, помогая раскрыть внутренний резерв и потенциал ваших возможностей, формируя новые идеи.

Психолог помогает человеку: 

  • Разобраться в своей внутренней реальности и структурировать свой опыт.
  • Находить выходы из конфликтов, решать проблемы и достигать цели.
  • Обрести внутренние силы, чтобы изменить себя и свою жизнь.
  • Открыть свой потенциал и самореализоваться в жизни.
  • Налаживать взаимоотношения с окружающими.
  • Сберечь свое время, ресурсы и здоровье.

Чего психолог НЕ делает:

Не оценивает вас и почти не дает конкретных советов - но создает безопасные и доверительные отношения, дающие вам свободу быть самим собой. Это позволяет проявиться вашим подлинным чувствам и потребностям.

  • Не берет ответственность за вашу жизнь и не говорит, как вам жить - вместо этого, стимулирует вас сделать самим выбор и найти свои решения. Это прибавит вам сил и уверенности.
  • Не дает универсальных рецептов, мгновенно решающих проблемы и устраняющих дискомфорт - но дает обратную связь и побуждает вас к исследованию себя и своих взаимоотношений. Это основной и реалистичный способ, позволяющий достичь устойчивых и позитивных изменений.
  • Не исправляет ваших близких и мир вокруг вас- но помогает найти внутренние ресурсы, чтобы вы могли сами измениться. Это повысит качество вашей жизни и откроет в ней новые перспективы. Психолог не творит волшебства. Ведь только тот, кто готов сотрудничать, познавать себя и меняться, может сделать свою жизнь лучше!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

Все мы в жизни: маленькие и большие, взрослые и молодые – хотим чувствовать себя близкими и нужными.

Чтобы Ваш ребенок и родные люди ощутили поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы они почувствовали свою значимость, обязательно говорите им слова любви и восхищения.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашим близким, и вы с удовольствием продолжите предложенный список:

  1. Молодец!
  2. Хорошо!
  3. Удивительно!
  4. Гораздо лучше, чем я ожидал.
  5. Лучше, чем все, кого я знаю.
  6. Великолепно!
  7. Прекрасно!
  8. Грандиозно!
  9. Незабываемо!
  10. Именно этого я давно ждала.
  11. Это трогает меня до глубины души.
  12. Сказано здорово — просто и ясно.
  13. Остроумно.
  14. Экстра-класс.
  15. Талантливо.
  16. Ты — одаренный.
  17. Ты сегодня много сделал.
  18. Отлично!
  19. Уже лучше.
  20. Еще лучше, чем я мог подумать.
  21. Потрясающе.
  22. Замечательно.
  23. Поразительно.
  24. Неподражаемо.
  25. Несравненно.
  26. Красота!
  27. Как в сказке.
  28. Очень ясно.
  29. Ярко, образно.
  30. Очень эффектно.
  31. Прекрасное начало.
  32. Ты — просто чудо.
  33. Ты на верном пути.
  34. Здорово!
  35. Ты в этом разобрался.
  36. Ты ловко это делаешь.
  37. Это как раз то, что нужно.
  38. Ух!!!
  39. Поздравляю.
  40. Я тобой горжусь.
  41. Я просто счастлив.
  42. Мне очень важна твоя помощь.
  43. Работать с тобой — просто радость.
  44. Ты мне необходим.
  45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
  46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
  47. С каждым днем у тебя получается все лучше.
  48. Для меня нет никого, красивее тебя.
  49. Научи меня делать так же.
  50. Тут мне без тебя не обойтись.
  51. Я знал, что тебе это по силам.
  52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
  53. Никто мне не может заменить тебя.
  54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  55. Я сам не смог бы сделать лучше.

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение.

Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Желтые дети"

На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

"Красные дети"

Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

"Синие дети"

"Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

"Фиолетовые дети"

На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"

На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

"Зеленые дети"

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность ( консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

"Оранжевые дети"

Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.

"Коричневые дети"

В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

"Черные дети"

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

"Серые дети"

Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

"Пастельные цвета"

Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

"Белые дети"

И, наконец, белый - цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Его можно любить только в условиях исключительной ситуации. У подростка: наступление половой зрелости при полной неосведомленности в этой области, длительное пребывание в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемена места жительства, при полной смене образа жизни и др.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002).

По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.     Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

 Стадии профессионального выгорания:

 ПЕРВАЯ СТАДИЯ: 

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

 ВТОРАЯ СТАДИЯ: 

  • возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

 ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: 

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 Симптомы профессионального выгорания: 

Первая группа - психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

 

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

Третья группа - поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

  1. Отвлекайтесь:
  • Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
  • Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
  • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
  • Обращайте внимание на мельчайшие детали.
  • Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.

 

  1. Снижайте значимость событий:
  • Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
  • Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

"значит меня ждет что-то лучшее", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.; "все будет хорошо", "хватит драматизировать";

  • Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

 

  1. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

  • наведите порядок дома или на рабочем месте;
  • устройте прогулку или быструю ходьбу;
  • пробегитесь;
  • побейте мяч или подушку и т. п.

 

  1. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

  • рисуйте;
  • танцуйте;
  • пойте;
  • лепите;
  • шейте;
  • конструируйте и т. п.

 

  1. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

  • изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
  • мните, рвите бумагу;
  • кидайте предметы в мишень на стене;
  • попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
  • поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах

 

  1. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

  • постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности (у меня это не получилось; что-то случилось; - зато……………)

«Воздушный шарик»

Это упражнение успокаивает нервную систему.

Цель упражнения: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. (Время проведения 1 – 2 минуты). Можно проводить под звучание музыки или звуков природы.

  1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа наполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.
  2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
  3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сделайте паузу сосчитайте до 5.
  5. Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик.
  6. Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.
  7. Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
  8. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.

«Небо»

Цель упражнения: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

  1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги.) Закройте глаза.
  2. Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
  3. Вы ощущаете покой, тишину и радость.
  4. Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте.

(Время проведения упражнения – 5 мин.)

«Пауза для всех»

Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая при этом только дыхание. Ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

«Растяжка»

Возникшее напряжение мешает эффективному восприятию. Экспресс-приём для снятия отрицательного напряжения.

Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

Сожмите кисти рук в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Афиша

Сообщи, где торгуют смертью

Осторожно, мошенники!

Как защититься от коронавируса